отзывов пока нет
+375 (29) 611-14-80
г. Смолевичи, ул. Песчаная, 14, Минск, 222201, Беларусь, Минск
14
августа
2013

Анатолий Акантинов: Туристической отрасли Беларуси не хватает мотивации и креатива

– Есть ли у Беларуси туристический потенциал?– Туристический потенциал у нашей страны большой, можно сказать, неисчерпаемый.

Анатолий Акантинов: Туристической отрасли Беларуси не хватает мотивации и креатива

– Есть ли у Беларуси туристический потенциал?

– Туристический потенциал у нашей страны большой, можно сказать, неисчерпаемый. Очевидно, что он не реализован. От соседних стран мы отстаем минимум в 4–5 раз по посещаемости. Как минимум в 2–3 раза мы просто обязаны увеличить туристический поток. Это нам по силам.

Мы можем гордиться своей природой, но, если быть объективным, она не уникальна. В мире есть много мест, не уступающих Беларуси. Мы можем гордиться своими восстановленными замками, но почти каждая первая страна Европы может похвастаться такими же. Вопрос в том, как предложить это иностранцам.

– Не связан ли успех наших соседей с факторами, на которые мы не можем повлиять: лучшая сохранность архитектурного наследия, море, горы?

– Да, эти факторы влияют, но стоит обратить внимание на другой, не менее важный фактор. В странах, которые пользуются популярностью среди туристов, у людей более развязаны руки с точки зрения частного предпринимательства. У них другое мышление. Они заинтересованы в том, чтобы привлекать гостей, – от этого зависит их прибыль. У нас большинство туристических объектов находится в централизованном подчинении, поэтому не всегда эта активность может проявляться на местном уровне. Нет мотивации к доходам.

– Чего не хватает нашим событийным мероприятиям, которые за рубежом привлекают очень много иностранцев?

– В качестве основной проблемы можно выделить коммерциализацию. Наши фестивали проводятся для наших же граждан. Мало кто задумывается, каким образом проинформировать об этом определенную целевую аудиторию, тем более за пределами Беларуси, как сделать программу, чтобы она была интересна не только белорусам, но и тем, кто приезжает сюда из-за рубежа. Нужно чуть-чуть по-другому мыслить.

Я на днях был на «Мотальскіх прысмаках». Размах очень большой, было много гостей. Но это одноразовое мероприятие. Не видно его продолжения. То же самое с «Вишневым фестивалем», который недавно впервые прошел в Глубоком. Хотя зачатки есть, уже производители подключаются, пытаются реализовать свою продукцию.

– Вы занимались организацией «Сырного фестиваля». Скажите, с какими внутренними проблемами сталкиваются организаторы подобных мероприятий?

– Если в целом смотреть, вопросы организационного согласования с министерствами и ведомствами носят медленный характер. Хотелось бы от них участия и советов, но их помощь носит скорее декларативный характер.

– Не вставляют ли палки в колеса чиновники, не душат ли частную инициативу?

– Я бы назвал обратную картину. Они не против приписать себе чужие достижения. Хотя стоит отметить, что туристические ведомства всегда поддерживали частные инициативы. Министерство спорта и туризма, наверное, самое поддерживающее из всех.

Большую проблему я вижу в недостаточной мотивации. Большинство организаторов массовых фестивалей не мыслят финансовым языком, языком коммерции. Любое мероприятие должно преследовать не только имиджевые цели. Оно должно приносить прибыль. Без этого будет тяжело удержать мероприятие в долгосрочной перспективе. Ведь в этом могут и должны быть заинтересованы местные власти, производители, инфраструктура.

– Как подсчитывается прибыль конкретного событийного мероприятия?

– Самое страшное то, что эффект подсчитать сложно. В международной практике используется около 46 критериев для составления так называемого среднего чека туриста. Речь идет о сателлитных счетах в туризме. У нас не налажена такая статистика. Трудно подсчитать, сколько денег гости отдали на питание, сколько на проживание, сколько на транспортные услуги.

– Достаточно ли государство уделяет внимания развитию туризма?

– Для Беларуси туризм не является приоритетным. У нас есть машиностроение, сельское хозяйство и прочие направления, которым государство уделяет достаточно внимания. Туризм не является такой отраслью. Внимание туризму уделяется, но меньше, чем хотелось бы. Если бы мы посчитали прирост туристического оборота, то увидели бы, что деньги от туризма дают толчок к развитию других направлений. У нас территория транзитная. Мы просто обязаны зарабатывать на этом.

Не нужно ставить цель догнать страны, где туризм приносит треть и более процентов ВВП. Туризм вполне может составлять 20% ВВП нашей страны.

Людям надо дать возможность, что бы они могли зарабатывать и развивать эту индустрию. Процесс потихоньку пошел. Строятся частные гостиницы. Они могут послужить аккумулятором активности. Это будет видно после ЧМ по хоккею.

– Оправдана ли такая масштабная застройка Минска гостиницами?

– При данной ситуации это рискованно. В качестве примера можно привести ледовые дворцы, которые построены в более-менее крупных городах страны. Сегодня проблема состоит в том, чтобы они полноценно эксплуатировались и зарабатывали деньги.

Аналогичная ситуация и с гостиницами. Хорошо, что они находятся в частных руках. Я надеюсь, что владельцы будут привлекать все усилия, чтобы они приносили прибыль. Цены должны снизиться. Но пойдет ли сюда турист? И почему он должен сюда ехать? Я пока не вижу весомых причин для этого. Пройдет ЧМ по хоккею, что будет дальше – большой вопрос.

– Не преувеличено ли значение ЧМ по хоккею для Беларуси?

– Чемпионат может стать трамплином для попадания нашей страны в топ туристических стран. А может и не стать. Все зависит от тех, кто причастен к его подготовке. Опыт других стран показывает, что многие города, где проводились чемпионаты мира и даже Олимпийские игры, загорались, как яркая лампочка, а потом гасли. О них никто не вспоминает. Я боюсь, что Минск может стать такой погасшей лампочкой.

Мы очень много вкладываем в инфраструктуру. Город развивается. Но надо понимать, что на этом можно зарабатывать и дальше. Используя трамплин, идти дальше. Но я не видел, чтобы об этом кто-то думал. Пока все зациклились на проведении самого чемпионата. Это удручает. Такой возможности может долго еще не быть. Ее надо использовать. Хороший пример Львов. Этот город прекрасно реализовал трамплин, предоставленный чемпионатом Европы по футболу. В Западной Европе мало кто знал про этот город, а сегодня там очень много туристов.

– Можно ли предложить конкретные шаги по исправлению ситуации с внутренним туризмом?

– У нас несколько направлений. Надо понимать, что нашим городам не догнать по привлекательности Прагу, Венецию или Барселону. Но мы находимся не на отшибе, через нашу страну идет очень большой поток людей. Если человек ехал, скажем, из Германии в Москву или из Латвии в Киев и даже не предполагал останавливаться в Беларуси, мы должны его зацепить, предложить то, что заставит его немного свернуть с пути и остановиться у нас на день или даже больше.

Нам нужно развивать событийный туризм. Нужно не бояться проявлять инициативу, предлагать креативные идеи. Если тема для того же фестиваля уникальная в своем роде, нужно действовать, обращаться за консультацией в соответствующие ведомства, искать партнеров, спонсоров. И обязательное условие – мы должны громогласно трубить про свои фестивали так, чтоб слышно было за рубежом, используя интернет, выставки, агентскую туристическую сеть, наших соотечественников за рубежом и туристов, которые уже побывали в Беларуси. Нужно под каждое мероприятие создавать сайт, продвигать его в Сети, в том числе вирусным маркетингом. Обязательно нужно заниматься распространением печатной продукции: в гостиницах, в музеях, аэропортах, вокзалах, в поездах, самолетах, в местах скопления туристов. Создавать туристические «препоны», как в супермаркетах акционные зоны. Ведь только так потенциальный турист, проезжающий нашу страну, может решить здесь задержаться.

Мы должны понимать, что каждый дополнительный турист – это не только поступление денег в казну, это развитие белорусской культуры и людей, это знакомство со страной иностранцев, которые, возможно, проявят интерес к инвестициям, это экспорт нашей продукции. Доходы от туризма сродни кофейной чашке: высыпал порошок в одно место – через мгновение он окрасил всю емкость. Нужно больше внимания уделять этой отрасли. Рассказывать про себя. Устранять помехи, с которыми сталкиваются туристы, желающие к нам приехать. Потенциал и возможности у нас для этого ОГРОМНЫ!

Комментариев пока нет, добавьте комментарий первым.