Частное предприятие ФермерАвто
+375 (29) 611-14-80
г. Смолевичи, ул. Песчаная, 14, Минск, 222201, Беларусь, Минск
2
июля
2013

ЦТ открыло глаза на уровень образования в школе и разучило абитуриентов говорить

Вернуться к списку новостей
ЦТ по обществоведению могут сдать хорошо, а ясно излагать мысли не умеютЦентрализованное тестирование в Беларуси частично заменило экзамены с 1998 года.

ЦТ открыло глаза на уровень образования в школе и разучило абитуриентов говорить

ЦТ по обществоведению могут сдать хорошо, а ясно излагать мысли не умеют

Централизованное тестирование в Беларуси частично заменило экзамены с 1998 года. Тогда оно было добровольным. Сейчас – обязательное. По мнению Евгения Ливянта,репетитора по физике и математике, ЦТ – оптимальный способ отбора студентов в университет. "Оно лучше экзаменов, которые в 90-е годы сопровождались коррупцией, и совершеннее, чем ЕГЭ в России", - уверен он.
По воспоминаниям Евгения, в 90-е годы весной он терял половину учеников.
- Они уходили к преподавателям вузов. Это была закамуфлированная форма взятки: ты посещаешь какое-то количество занятий, а на экзамене тебе помогают. Когда преподаватели вузов говорят, что хотели бы провести экзамен и посмотреть студенту в глаза, возникает ощущение, что они хотели бы посмотреть ему в карман, - говорит он.
При этом, по его словам, ЦТ в сравнении с российским ЕГЭ организовано на порядок лучше.
- У меня ученица в этом году сдавала ЕГЭ в России и ЦТ у нас по математике. В Москве во время экзамена можно было делать все, что угодно: передавать и принимать сообщения с помощью мобильного телефона, консультироваться друг с другом и преподавателем. Причем преподаватели прятали под свитер задания и выносили их из аудитории. Ученица приехала в потрясении. Я не идеализирую то, что происходит у нас. В этом году одна из задач по математике была, например, некорректной, ученики жаловались, что в одни аудитории можно было пронести воду, в другие - нельзя. Где-то можно было достать шпаргалку и списать, а где-то – нет. Но наши недостатки несопоставимы с недостатками ЕГЭ, - рассказывает он.
По мнению репетитора, сыграть "в угадайку" на 30-40 баллов на ЦТ по физике или математике не получится. Наибольшее количество баллов ученик получает за задачи, где нельзя выбрать вариант ответа. Серьезно подготовиться к такому тесту – решить порядка пяти тысяч задач.
Не так позитивно тестирование как форму экзамена, оценивает репетитор по истории и обществоведению Ольга. На ее взгляд, ЦТ по гуманитарным предметам превратилось "в тупое натаскивание и заучивание терминологии". При этом специалист считает, что от теста по обществоведению отказываться не стоит. Но его нужно как-то совместить с устным ответом абитуриента, чтобы проверить его способность логично мыслить.
- Зачастую сталкиваюсь с тем, что абитуриент хорошо сдает ЦТ, а говорить не может. Пару слов - и нецензурщина… Как такой студент станет хорошим юристом? - задается вопросом репетитор.


Тестирование открыло глаза на уровень образования в школе

По результатам тестирования в этом году порог в 15 баллов на ЦТ по математике не преодолели 32,7% участников, по физике - 37%, 20 баллов по истории Беларуси не набрали 13,68% человек, а на тестировании по обществоведению такой результат не показали - 6,9% участников.   Доцент БГУ, автор пособий для абитуриентов по элементарной математике Сергей Барвенов считает, что именно ЦТ открыло глаза на уровень образования в школе.
- Тестирование нам честно говорит, что в среднем русский язык знают на 30 баллов, а математику на 20 (баллы указаны образно - TUT.BY). И не надо никому рассказывать, что у нас крутое образование, - отмечает он.
При этом эксперт считает, что абитуриент, который получил на ЦТ больше 90 баллов, будет таким же сильным студентом, как если бы он сдал экзамен на высокую отметку.
В свою очередь преподаватель одного из гуманитарных факультетов, с тестированием по гуманитарным предметам связывает то, что на факультет стали приходить студенты, которые не умеют писать и говорить.
- Вместе с ЦТ изменилась система подготовки к экзаменам в школе. Теперь ученики ориентированы только на правильный ответ. Они не должны уметь выражать свое мнение и писать. У нас факультет, где предполагается, что студент способен рассуждать, сравнивать разные точки зрения, выбирать, с чем согласен и нет. Но мы еле-еле к четвертому-пятому курсу начинаем их раскручивать. Выбиваем школьную идеологию о том, что существует лишь один правильный ответ, - отмечает она.  

В условиях массового высшего образования у ЦТ нет альтернативы?

По словам министра образования Сергея Маскевича, в этом году план приема на бюджетную форму обучения составляет 30,5 тысячи человек. Это больше половины всех выпускников школ.
Именно то, что мест в вузах у нас больше, чем абитуриентов, по мнению Сергея Барвенова, объясняет "слабость" некоторых абитуриентов.
- Мне не нравится термин "поступил в институт". Сейчас правильно говорить - "взяли в институт". Теперь берут всех. Конечно, смотря на какие специальности. Поэтому про элитность высшего образования говорить не приходится, – уверен он.
По словам Светланы Мацкевич, кандидата педагогических наук, эксперта Агентства гуманитарных технологий, в условиях массового высшего образования ЦТ – достаточно эффективное средство отбора студентов.
- Для элитарного образования, каким должно быть высшее образование – это не совсем эффективный метод. Я противник тенденции массовости. Как только высшее образование становится массовым, вводятся усредненные стандарты. Мы обеспечиваем какой-то гарантированный минимум по качеству, но теряем элиту. Сейчас в Беларуси надо решать вопрос: если оставлять систему высшего образования массовой, то нужно надстраивать над ней более высокий уровень, который бы обеспечивал формирование элиты.
По словам эксперта, на Западе этот уровень достигается через магистратуру и докторантуру. Наша форма магистратуры обеспечить этого не может.
- У нас до сих пор четко не определено, что такое магистратура. Поэтому встает вопрос: где готовить элиту? – спрашивает Светлана.
По мнению Светланы в условиях массового высшего образования и ЦТ вузы после первого семестра вынуждены делать отсев студентов. Таким образом, они проводят "вторичный отбор".  

Как без ЦТ отобрать студентов в вуз?

Светлана Мацкевич в качестве альтернативы ЦТ при сдаче вступительных экзаменов в гуманитарные вузы предлагает ввести форму живой коммуникации.
- Там необходимо оценивать логику мышления, способность конструировать предложения и широту знания, - говорит она.
В технические вузы эксперт советует ввести экзамены, где абитуриенты решают задачи и устно объясняют решение.
Со своей стороны преподаватель одного из гуманитарных факультетов, предлагает один из университетов страны наделить статусом "национального" и дать ему право проводить вступительные экзамены самостоятельно.
- Университеты более низкого уровня могут полностью работать по ЦТ. Министерству (образования – TUT.BY) пора разобраться, какие университеты у него первого ранга, второго, а какие еще ниже, - уверена специалист.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/355577.html
Комментарии Добавить комментарий

Комментариев пока нет, добавьте комментарий первым.