Частное предприятие ФермерАвто
+375 (29) 611-14-80
г. Смолевичи, ул. Песчаная, 14, Минск, 222201, Беларусь, Минск
22
января
2013

Рынок сбыта белорусской молочной продукции расширяется

Вернуться к списку новостей
Кандидат в мировые гиганты Производство молока в Беларуси в прошлом году выросло на 4,6% до 6,8 млн тонн, а к 2015 году программой развития отрасли намечено увеличение производства молока уже до 10 млн тонн.

Рынок сбыта белорусской молочной продукции расширяется

Кандидат в мировые гиганты
  Производство молока в Беларуси в прошлом году выросло на 4,6% до 6,8 млн тонн, а к 2015 году программой развития отрасли намечено увеличение производства молока уже до 10 млн тонн
  При этом, как рассказала журналистам специалист Института мясо-молочной промышленности Мария Климова, темпы роста экспорта в мире опережают темпы роста производства молока и молочной продукции. «Этот разрыв – и есть та нераскрытая возможность нарастить поставки в глобальном объеме», - уверена эксперт. 
   Из общего объема экспортированной в январе-ноябре сельхозпродукции (4,5 млрд долларов, +19,4% к 2011 году), поставки молочной продукции составили больше трети, за молочкой и три позиции из первой пятерки основных экспортных продуктов. Несмотря на прошлогоднее снижение цен на основных рынках, по итогам года поставки вырастут и в натуральном, и в денежном выражении.

Самый высокий темп роста по итогам одиннадцати месяцев обеспечили поставки молока, йогурта с кефиром и сыворотки. 
 
Инфографика: Антон Девятов

Неплохо выглядит Беларусь и на мировых рынках, сохраняя последние три года свою долю на уровне 4-5%». Как отметила Климова, по экспорту масла доля Беларуси на мировом рынке достигла 8%, сыра - 5-6%. «По маслу мы даже вытесняем поставки Евросоюза в Россию», - добавила она.

Драйвером роста мирового рынка эксперты называют растущую потребность в молочных белках. Растет спрос на сыворотку, сухое обезжиренное молоко и казеин. В результате из 1,5 млн тонн объема мировой торговли сывороткой 3% приходится на Беларусь, а еще в 2000 году эта доля составляла всего 0,1%. В январе-ноябре 2012 года Беларусь увеличила поставки сыворотки за пределы страны на 54,3% до 65,4 тыс тонн (объем поставок достиг 79,5 млн долларов). 
   «Сухая сыворотка, сыворотка высокой степени деминерализации – это основные инновационные продукты последних лет, которые позволяют глубоко переработать молоко, добиться прироста экспорта не сырья, а товарной продукции», - подчеркнула эксперт Института мясо-молочной промышленности.

На позиции ключевых поставщиков мирового рынка - ЕС, Новой Зеландии и США, обеспечивающих 50% мировой торговли, - Беларусь пока не замахивается. А вот за места в пятерке борется. Среди основных конкурентов Мария Климова отметила Австралию и Аргентину.    Экспортный перекос   Подводных камней у белорусского экспорта немало. «Цены на сырье в Европе и Беларуси практически сравнялись. А затраты на сырье составляют 80-82% в себестоимости продукции«, - рассказал первый заместитель директора холдинга «Мясомолпром» Олег Колос. То есть для повышения конкурентоспособности и наращивания объемов нужно снижать затраты, а возможности для этого резко ограничены.
  Другая проблема – серьезные колебания цен на продукцию, из-за чего рост поставок не гарантирует экспортеру прежней выручки, как это случилось в прошлом году, к примеру, с сыром, экспорт которого вырос на 7%, а в денежном выражении – снизился на 0,3%. 
   Но основная сложность, серьезно портящая жизнь производителям, - высокая зависимость экспорта от России. Как сообщили в Минсельхозпроде, удельный вес России в общем объеме экспорта организаций министерства по итогам 11 месяцев составил 91,2%. У холдинга «Мясомолпром» при общем объеме экспорта 493 млн долларов доля России оказалась 96%. 
   По данным компании EnterInvest, в 2011 году доля Беларуси в общем объеме импорта в Россию цельного и концентрированного молока составила более 80%, сливочного масла, а также сыров и творога — 30%. И Россия от белорусских экспортных успехов не в восторге, на разных уровнях упрекая за систематическое превышение объемов поставок молока и молочной продукции из Беларуси, согласованных в рамках прогнозных балансов.   Возможности для диверсификации эксперты видят в других странах ближнего зарубежья и в Азии.
  Как рассказал начальник отдела ВЭД «Мясомолпрома» Павел Лаппо, холдинг ведет активную работу по сертификации предприятия для реализации продукции в Украине. «Это тоже наш стратегический партнер и это рынок с населением 40 млн человек», - рассказал Лаппо. Здесь предполагается и создание товаропроводящей сети. Интересы холдинга будет представлять «Белорусская аграрная компания», которая была крупнейшим экспортером сахара в Украину. «Мясомолпром» по решению Миноблисполкома входит в уставный капитал с долей 50%, еще 50% приобретает «Коммунарка».
   Заглядываются производители и на более отдаленные рынки. «Мясомолпром», в частности, в четвертом квартале отгружал сыворотку в Китай. Кстати именно страны Азии эксперты рынка называют наиболее перспективными странами для диверсификации белорусского экспорта.
  В Азии может быть востребована белорусская сыворотка, казеин и другие товары углубленной переработки, цены на которые, кстати, меньше подвержены колебаниям. Но в среднесрочной перспективе, отмечают эксперты, уйти от преобладания российского направления не удастся. А Азия пока остается скорее экзотикой, чем серьезным рынком сбыта.
Комментарии Добавить комментарий

Комментариев пока нет, добавьте комментарий первым.