Штрафные санкции турфирм за отказ ехать в Египет нарушают закон
После того как в Египте было объявлено чрезвычайное положение, многие граждане Республики Беларусь решили отказаться от туристических поездок в эту страну, а также реализовать свои законные права на возврат уплаченных по договору денежных средств.
После того как в Египте было объявлено чрезвычайное положение, многие граждане Республики Беларусь решили отказаться от туристических поездок в эту страну, а также реализовать свои законные права на возврат уплаченных по договору денежных средств.
Анализ обращений, поступивших в министерство спорта и туризма, показывает, что отдельные представители субъектов туристической деятельности вместо соответствующего законодательству ответственного поведения намеренно вводят туристов в заблуждение, сообщила пресс-служба ведомства.
Общаясь с гражданами, должностные лица туристических компаний зачастую недостаточно профессионально и компетентно трактуют нормы законодательства о туризме.
Это в первую очередь касается положений статьи 14 "Права и обязанности субъектов туристической деятельности" Закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. "О туризме" (далее – Закон о туризме), согласно которой "Субъекты туристической деятельности обязаны обеспечить безопасность туристических услуг; возмещение субъектом туристической деятельности причиненных убытков (вреда) в случаях и порядке, установленных законодательством".
Несмотря на то, что ситуация в Египте остается напряженной, и режим чрезвычайного положения по-прежнему действует, туристические компании при обращении к ним граждан пытаются получить с последних штраф, ссылаясь на якобы действующее условие в договоре при отказе туристов от тура.
Хотелось бы обратить внимание туристических компаний на целый ряд положений законодательства о туризме, которое в соответствии со статьей 2 Закона о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, названного Закона и иных актов законодательства.
Так, в статье 19 "Недействительность условий договора, ограничивающих права потребителя" Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) установлено, что условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей, считаются ничтожными.
Потребитель, в соответствии со статьей 5 Закона о защите прав потребителей имеет право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), а также возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков услуги.
Согласно определению, содержащемуся в Законе о защите прав потребителей: качество товара (работы, услуги) – совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.)
Потребитель, в данном случае турист, имеет право на то, чтобы туристические услуги были безопасными для его жизни, здоровья, имущества.
Если при соблюдении потребителем установленных правил пользования услугами, они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью, наследственности, имуществу потребителя (туриста), исполнитель по договору оказания туристических услуг обязан незамедлительно приостановить их реализацию до устранения причин вреда.
Если причины вреда устранить невозможно, исполнитель обязан снять такие услуги с реализации и своевременно информировать об этом соответствующие государственные органы и принять все необходимые меры по своевременному информированию потребителя.
При отсутствии в законодательстве и (или) договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Режим чрезвычайного положения в стране временного пребывания не является обычно предъявляемым требованием при заключении договора оказания туристических услуг. В данном случае услуга не соответствует обычно предъявляемым требованиям, и не обеспечивает безопасность потребителя при потреблении оказываемой услуги.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (статья 421) в сложившихся обстоятельствах белорусские туристы имеют безусловное право потребовать изменения или расторжения договора оказания туристических услуг в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.
Как сообщалось Минспортом ранее, пунктом 2 статьи 422 Гражданского Кодекса Республики Беларусь установлено, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.
Согласно статья 33 Закона о защите прав потребителей, требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему в связи расторжением договора оказания услуг и возвратом уплаченной денежной суммы, подлежат удовлетворению в течение семи дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.
В данном случае одним из фактов подтверждения убытков могут быть документы и их копии, подтверждающие факт оплаты стоимости туристических услуг, которые являются неотъемлемой частью договора оказания туристических услуг. За нарушение сроков исполнитель (субъект туристической деятельности – исполнитель по договору) уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены оказания услуги.
Более того, в случае нарушения сроков, уклонения либо отказа туроператора (турагента) от возложенной на него по закону обязанности по возврату соответствующей денежной суммы, потребитель (турист) вправе дополнительно предъявить исполнителю целый ряд требований, связанных с возмещением убытков, компенсацией морального вреда, а также уплатой процентов за пользование чужими (т.е. туриста) денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате (на основании статьи 366 Гражданского кодекса).
Также следует иметь в виду, что при удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с исполнителя в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере ста процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя, на основании положений пункта 2 статьи 44 Закона о защите прав потребителей.
Комментариев пока нет, добавьте комментарий первым.