Венские стулья
История создания Венского стула или классика на века.
Технология производства XIX вв
История венского стула началась с создания новой технологии обработки дерева гнутьем: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любые формы. Из гнутой древесины в разные времена делались лыжи, сани, бочки, лодки, но именно венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871) разработал подобную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве.
До конца XIX века было произведено 50 миллионов дешевых и практичных стульев. На них сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия.
Объяснение этого феномена точно сформулировал известный архитектор Ле Корбюзье: «До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме, столь качественного по разработке и столь целесообразного по конструкции». И по сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания между формой и технологией.
Удивительно, что «минималистская» мебель из гнутого дерева была создана в эпоху эклектики, когда типичными были вычурные, массивные изделия со множеством деталей «а-ля рококо», «а-ля Людовики» и прочее. Но Тонет проигнорировал все современные ему направления и создал мебель вне стиля. И оказался прав: она, миновав все последующие веяния моды, осталась современна и популярна до сих пор. К концу XIX века гнутая венская мебель стала обязательной деталью и западного, и русского интерьера.
«С наступлением эпохи модерна многие европейские архитекторы пытались разработать для массового производства мебель, которая была бы одновременно простой, красивой и доступной огромному количеству покупателей, — писал австрийский искусствовед Карл Манг. — Но это не удалось. И единственное исключение — продукция фирмы Тонета. Это формы, полные чувственности, подлинности, несущие в себе все черты того эротизма, который больше всего характеризует эпоху модерна».
В XX веке знаменитый архитектор Ле Корбюзье использовал венскую мебель, обставляя ею интерьеры своих сооружений 20-х гг. — и общественных, и частных. И это не случайно. Он считал, что предмет обстановки «…это послушный слуга. Как всякий хороший слуга, он скромно держится в стороне, оставляя за хозяином полную свободу действий». Гнутая мебель прекрасно отвечала этим требованиям. Она стала незаменимым и удобным предметом повседневного быта, скромным спутником человека в самых разных интерьерах и ситуациях. Кстати, венский стул стал прекрасным подспорьем в кинодраках у Чарли Чаплина. Стулья эти остаются самыми популярными в кафе и бистро — сколько влюбленных парочек сидели и сидят на них в бесчисленных заведениях Парижа, Вены, Берлина, а в последние годы — Москвы и Петербурга!
Комментариев пока нет, добавьте комментарий первым.