Практически все отечественные легковые автомобили на заводе-изготовителе комплектуются так называемыми «всесезонными» шинами. Значительная часть автомобилистов искренне верит этому названию, и после окончания летнего сезона продолжает ездить на ней и зимой, предполагая, что раз всесезонная, значит и для снега со льдом подойдет. Опасное заблуждение. В этом случае «все в одном флаконе» не есть хорошо. Не может одна и та же шина иметь противоположные свойства – хорошую сцепляемость с мокрым асфальтом летом и уверенное прохождение участков с рыхлым снегом зимой. Всесезонность отечественных шин – это вынужденный компромисс от бедности. За рубежом понятия «всесезонность» не существует – там есть только летние и зимние шины. Отечественные «всесезонки» - это всего лишь несколько модернизированные летние шины. У них более крупный рисунок протектора, в котором нарезаны мелкие ламели. Они сносно ведут себя в межсезонье, но зимой, на снежной каше и, тем более, в гололед, машина на этих шинах как корова на льду. Настоящие зимние шины, помимо наличия, крупного специфического рисунка и ламелей, изготовлены из более эластичной резины. Это позволяет им плотнее сцепляться со скользким зимним покрытием. Кроме того, многие модели зимних шин предназначены и для установки в них шипов, незаменимых на голом льду. Но даже те водители, которые понимают разницу, часто из экономии приобретают не полный комплект зимней резины, а только две шины. Результат установки только пары зимних шин может быть прямо противоположен ожидаемому. Конечно, если их установить на ведущие колеса, проходимость автомобиля по рыхлому снегу улучшится. Но если у вас переднеприводный автомобиль, при торможении или прохождении поворота можно неожиданно получить занос задней оси, который в этом случае невозможно выправить изменением тяги на задних колесах. При торможении около 80% эффективности обеспечивает передняя ось. Установив на заднюю ось заднеприводной машины зимние шины, вы все равно будете тормозить, в основном, летними, с неизбежным значительным увеличением тормозного пути. Кроме того, в этом случае возможен снос передней оси в повороте, выправить который значительно труднее, чем занос задней оси. Ну, а, установив зимнюю резину на ведомые колеса, Вы лишаетесь возможности нормально разгоняться или тормозить двигателем. Отсюда вывод – зимняя резина должна быть на всех колесах. Если не хватает денег на полный комплект, лучше оставить машину в гараже – дешевле обойдется. Отдельный вопрос – шипы. Нужно учитывать, что не все модели зимних шин предназначены для установки шипов. Их можно устанавливать только на специально разработанные для этой цели шины, иначе эффективность шипов будет равна нулю, а водитель, считая, что он застрахован от всех неприятностей, не будет готов к решительным действиям в экстремальной ситуации. Решая вопрос – устанавливать шипы или нет, оцените дорожные условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Если это большой город, в котором зимой дороги очищаются до асфальта, то шипы не только не принесут пользы, а будут, наоборот, вредны. На голом асфальте тормозной путь автомобиля с ошипованными шинами будет такой же, как у автомобиля, обутого в летнюю резину, на льду. Если вы переобуете автомобиль на зиму в соответствующую обувь и учтете перечисленные здесь особенности ее эксплуатации, в любых дорожных условиях вы будете чувствовать себя абсолютно уверенно.