Махамритьюмджайя Мантра, или Mahamrityunjaya Mantra, буквально переводится как «великая мантра, побеждающая смерть», также она известна как Tryambakam Mantra, или Триямбакам Мантра. Триямбака означает «трёхглазый» — это один из эпитетов, которым описывают Рудру (аспект Шивы), поэтому эта мантра также называется The Rudra Mantra (Рудра Мантра).
Иногда она упоминается как Mrita-Sanjivini Mantra, или Мрита-Сандживини Мантра, потому что она является составной частью «восстанавливающей жизнь» практики, которая была передана древнему мудрецу Шукрачарье после того, как он завершил свою долгую аскезу. Эта мантра может быть найдена в Риг Веда VII.59.12, Яджур Веда III.60 и Атарва Веда XIV.1.17.7.
Перевод мантры: Мы служим трёхокому, благоухающему, питающему и взращивающему всё сущее. Подобно спелому огурцу, освобождающемуся из пут сорняков при помощи садовника, позвольте Ему освободить нас от смерти и привести к бессмертию.
Говорится, что Mahamrityumjaya Mantra / Махамритьюмаджая Мантра была найдена Риши Маркандея. Это была священная мантра и Риши Маркандея был единственным, кто её знал. Когда Луна была проклята королём Дакша, Риши Маркандея передал эту мантру Сати, дочери Дакши.
По другой версии эта биджа мантра, переданная Шивой мудрецу Шукрачарье, была открыта Риши Кахола, который передал её Риши Дадхичи, передавшему её королю Кшуве, благодаря которому она оказалась в Шива Пуране. Мантра полезна для умственного, эмоционального и физического здоровья и является мокша-мантрой, дарующей долголетие и бессмертие. Согласно некоторым Пуранам, Махамритьюмджайя мантра использовалась многими Риши, а также Сати в то время, когда Чандра страдал от проклятия Праджапати Дакши. Повторяя эту мантру, эффект от проклятия Дакши, который бы убил его, замедлился, и Шива взял Чандру и положил его себе на голову, так в его волосах появился полумесяц.
Эта мантра адресована Шиве за то, что он отменил безвременную смерть. Эта мантра повторяется при нанесении вибхути на различные части тела, а также используется при чтении джапы или при проведении ягн для получения желаемых результатов.
Энергия этой мантры защищает и направляет инициированных в неё, мантра вновь связывает сознание с его более глубокой и истинной природой, а повторение мантры развивает концентрацию, которая приводит к трансформации и осознанности.
В то время, как Гаятри Мантра предназначена для очищения и духовного руководства, Махамритьюмджайя мантра предназначена для исцеления, омоложения и опеки.
Очень полезно повторять Махамритьюмджайя мантру 21 раз во время ягны для человека, который умер. В Шри Пита Нилая, главный ашрам Бхакти Марга существует специальная процедура исцеления, в которой используется Mahamrityumjaya Mantra. Она заключается в том, что нужно повторять эту мантру, поливая водой особенный Шива Лингам.
Этот Шива Лингам был благословлен Махаватаром Бабаджи и обладает исцеляющими свойствами. Он также дал ему имя Mrityum Bageshwar / Мритьюм Багешвар, что означает «тот, кто устраняет все страдания». Мастер Парамахамса Вишвананда объяснил:
«Повторяя Махамритьюмджайя мантру 11 раз и поливая водой этот лингам, вода заряжается энергией исцеления, и впоследствии люди могут пить эту воду».